Часы работы :
с 9:00-21:00
г. Москва, ул. Профсоюзная, 43/2
8 (495) 22-66-727
8 (800) 77-567-30

Как самостоятельно научить ребенка разговаривать

Чтобы помочь ребенку заговорить, родителям понадобится найти и прочитать методические рекомендации логопедов, ведь в развитии речи малыша взрослым отведена самая активная и ответственная роль.

Основные этапы развития речи у ребенка

От 0 до 6 месяцев

Ребенок вслушивается в речь взрослых, запоминает и пытается воспроизвести звуки человеческой речи. Он отличает один голос от другого, но при этом звуки воспринимаются как мелодия.

Постепенно появляется больше разных интонаций и эмоций, которые слышны в его речи.

Первые звуки для ребенка —гласные: а, у, о, я. Затем в 1.5 месяца добавляются к, г, х, отсюда и появляется «гуление» – сочетание всех этих звуков.

От 6 до 12 месяцев

Ребенок часто и активно воспроизводит звуки, повторяет отдельные слоги в виде лепета и пробует выговаривать самые простые слова из нескольких слогов. В это время чаще всего родители слышат долгожданное «ма-ма» и «па-па».

От 1 до 1.5 лет

Малыш подражает взрослой речи, учится выражать свои желания. Слова ещё очень упрощенные, но словарный запас активно пополняется. Обычно к году ребенок активно использует около 10 слов.

От 1.5 до 3 лет

В это время малыш пробует строить длинные осмысленные предложения так, чтобы его понимали окружающие.

От 3 лет

Проявляется заметный прогресс в речевом развитии. Ребенок постоянно взаимодействует с миром, начинает задавать вопросы «когда» и «почему», использовать разные части речи а также множественное и единственное число.

Когда учить ребенка разговаривать

Дети не начинают говорить одномоментно, как по «мановению волшебной палочки». Некоторые быстро схватывают новые слова и начинают разговаривать уже до одного года, у кого-то это занимает намного больше времени, так как у всех свой темп развития.

Нормальными считаются ситуации, когда ребенок не очень хорошо говорит в 2.5 или 3 годика. Если видно, что малыш осваивает новые слова и конструкции, просто делает это медленнее, чем некоторые его сверстники – всё в порядке. Если вас беспокоит этот вопрос, то всегда можно проконсультироваться с педиатром и логопедом, а не мучить себя вопросами, а ребенка непомерной нагрузкой в освоении речи.

Как научить ребенка говорить: пошаговое руководство для родителей

Даже новорожденные детки реагируют на голос родителей и затихают именно потому, что эти звуки для них близкие, родные. Нельзя ждать года, чтобы начинать активное обучение речи. С первых дней дети хорошо воспринимают речь, пение, улюлюканье, мимими и прочие звуковые взаимодействия. Важно следить за собственной артикуляцией и интонированием.

Читайте ребенку сказки или готовьтесь к своим делам, зачитывая ему отрывки из статей и книг – «синхрофазотрон» и «мишка косолапый» будут одинаково незнакомы и непонятны малышу, поэтому главную роль на этом этапе играет ваша дикция.

Все дальнейшие советы помогают научить ребенка говорить в 2 — 3 года, а описанные упражнения можно усложнять по мере освоения.

Рассказывайте ребенку обо всем

От того, как часто и помногу вы будете разговаривать с малышом будут зависеть его успехи в освоении речи. Нужно постоянно говорить, а также давать возможность ему отвечать. Это позволяет малышу не только понимать интонирование и ритм речи, но и потихоньку осознавать смысл.

Сопровождайте все ежедневные заботы с малышом словами. Например, называйте предметы одежды, когда переодеваете маленького; когда купаете, поглаживайте и проговаривайте, как называются части тела.

Звукоподражание

Уже в течение первого полугодия малыш всегда будет внимательно прислушиваться к разговору взрослых. Поэтому ваша задача – следить за своей речью. Дети очень чувствительны к интонациям. Поэтому старайтесь в присутствии ребенка всегда говорить спокойно, не допускайте споров на повышенных тонах! Малышей тревожат слишком громкие звуки.

Хорошо, если во время игры вы организуете прослушивание сказок, записанных на аудиокассеты или диски, которые сопровождаются музыкой, детскими песенками, стихами или просто речью актеров.

Можете и сами подражать голосу животных. Мяукать, лаять, кукарекать лучше, чем молчать! Все это звукоподражание развивает речевые органы ребенка.

Не стесняйтесь выглядеть глупо, когда тянете гласные: губы трубочкой, округлый рот, утрированная артикуляция помогает понять, как произносятся звуки и попробовать это на себе.

С 1,5 лет можно говорить с обычной артикуляцией и не ограничивать себя в словах: не просто одежда, а уже платье, штанишки, косынка и тп. Не бойтесь использовать сложные и необычные слова, вроде жирафа, если он встречается в книжке или на картинках один раз. Всё это тоже тренировка и помогает отличать один предмет от другого.

Упрощенное повторение

От 2-х до 3-х лет малыш активно развивается физически, поэтому важно, чтобы и слова он запоминал в связке с действиями. Пускай сначала это будут очень простые сокращенные глаголы из одного окончания. Но вы не должны поддаваться и выучивать этот детский язык сами! Говорите нормальными взрослыми словами и старайтесь приучить к этому ребенка. Потом все должно плавно перейти к изучению свойств предметов – формы, цвета, структуры. Это помогает ребенку заговорить, так как он начинается тянутся к вашему уровню в речи.

Важный момент: не используйте только глаголы, нужно создавать связь между словами и использовать разные части речи: кошка пьет, собачка бежит, жучок летит и тп. Хорошо работают противопоставления – собака/кошка, бежит/лежит.

Возьмите за правило при разговоре с малышом быть на одном с ним уровне, а не говорить свысока. Присаживаясь к ребенку, вы покажете, что вам приятно с ним говорить, а его болтовня для вас многое значит. Давайте также понять, что вы не согласны с его мычанием или тыканием пальчиком. Повторяйте за ним его слова, пускай еще не совсем понятные, одновременно проговаривая их правильно, как должны они звучать.

Игра со звуком и слогом

Пение песенок, просмотр и прослушивание мультиков и детских песенок положительно сказываются на ребенке. Игры в слоги, поиск синонимов, да и просто описание действительности – всё можно представить в виде игры. Вы можете придумывать развлечения не зависимо от того едете ли вы в автобусе или сидите в парке.

Вопрос «что это» или «на что похожа эта тень» тренируют фантазию, память, речь и помогают взаимодействовать с миром.

Развитие мелкой моторики

Игры с пальчиками и ладошками – ладушки, сорока-ворона и многие другие так же способствуют развитию речи. Предметы разной фактуры и разного размера так же помогают в этом деле. Не бойтесь дать ребенку фасоль, макароны или фрукты – под вашим наблюдением всё это может быть отличной и безопасной игрушкой.

Не забывайте разминать малышу пальчики, делать массаж.

Может показаться, что очень сложно разобраться в том, как научить ребенка разговаривать, и обязательно упустишь какие-то тонкости. Да, даже в рамках одной семьи обучение речи детей проходит по-разному. Вы сами будете учиться, пробовать рекомендованные специалистами способы и вырабатывать свои уникальные методики, которые подойдут вашему ребенку.

Учим ребенка говорить отдельные буквы: л, ш, ж, р

Многие родители задаются вопросом, как научить ребенка говорить буквы «р», «ш» и другие, так как из-за недостаточно развитой артикуляции дети заменяют более сложные процессы на простые и понятные.

  • При небольшим проблемах с буквой «л» хорошо работает упражнение «лошадка», когда ребенок учится цокать языком. Это помогает наладить работу воздушных потоков и улучшить подвижность языка. 
  • Для работы над буквой «ш» или шипящими нужно показать следующее упражнение: язык тянется к нижней губе и при этом приподнимаются его боковые стороны. Полезными будут упражнения для растягивания губ и жевательные движения. Пробуйте на себе произнесение звука, и вы сможете донести это движение.
  • Самую большую сложность имеет буква «р». Необходимо показывать правильное расположение губ и языка и тренировать его каждый раз, напоминать, помогать и быть терпеливым, если получается плохо. 
  • То же самое касается буквы «ж» — медленное проговаривание и соблюдение техники при жужжании помогут в игровой форме освоить сложный звук.
  • Для всех букв есть подборки скороговорок и стишков для тренировки, которые легко найти в интернете. Повторяйте их вместе с ребенком, чтобы он видел правильную артикуляцию.

Дополнительные советы:

  • следите за прикусом! Частое сосание пустышки или соски может привести к проблемам с артикуляцией. Сейчас продают специальные насадки на бутылочки с небольшим отверстием, они помогают задействовать нижнюю челюсть, а значит лучше формируют правильный прикус. 
  • пальцы во рту так же мешают формированию прикуса, поэтому следите, чтобы малыши не держали их во рту слишком долго.

Полезные книги:

Елена Янушко «Помогите малышу заговорить. Развитие речи детей 1-3 лет. Купить на ОЗОНе.

Эта книга отличное руководство для родителей, которые хотят больше понимать о речевом развитии ребенка.

Полезные видео

Дефекты в речи: когда необходим логопед

Если в три года ваш малыш не говорит или заикается, это повод обратиться к логопеду за консультацией и дальше уже под контролем профессионала выстраивать коррекцию. Если ребенок неожиданно прекратил разговаривать, то это тоже вопрос, который необходимо решать при помощи специалиста. Даже если причиной молчания стало какое-то травмирующее событие, помощь логопеда (а в отдельных случаях психолога) будет наиболее эффективным и быстрым способом восстановиться.

В нашем клубе «Детство» развитию речи у малышей уделяется большое внимание. Если вы хотите поддержать и ускорить текущее развитие, хорошо подойдут занятия по логоритмике. Также в нашем клубе работают логопеды-дефектологи, которые помогут скорректировать произношение или лексику, а также проработать любые моменты, связанные с задержкой речевого развития или общего недоразвития речи. Обращайтесь к профессионалам!

Записаться на
бесплатное
пробное занятие

Согласие на обработку персональных данных